|
Быть может, вы еще не в курсе старой шоу-бизнесовой тайны: яркая, звучноголосая, очень «тембральная» и невероятно фактурная певица Маргарита Суханкина в течение полутора десятилетий была скрываема от людских глаз! Зато колдовские вибрации ее голосовых связок слышали без исключения все, ибо еще с конца 80-х Рита была одним из главных «вокальных лиц» коллектива, чья популярность равнялась лишь обвальному успеху приснопамятного «Ласкового мая». Речь, как вы поняли, идет о группе «Мираж».
Удивительно, но и сегодня, спустя 18–19 лет, многие ее хиты, в том числе «Я больше не прошу», «Наступает ночь», «Я снова вижу тебя», «Звезды нас ждут» и, конечно, коронная «Музыка нас связала», ничуть не устарели. А ведь критики называли их пустышками, однодневками! Успеху ансамбля во многом способствовали и щедрый мелодический дар композитора Андрея Литягина, и доступные, легко запоминающиеся тексты поэта Валерия Соколова (а также Елены Литягиной, Светланы Разиной), но прежде всего, конечно, талант вокалисток – Наталии Гулькиной и Маргариты Суханкиной. Правда, если первая пела своим голосом (вернее, открывала рот под собственную фонограмму), то голос Суханкиной по воле продюсеров «эксплуатировали» Светлана Разина, Ирина Салтыкова, Наталья Ветлицкая и Татьяна Овсиенко. Все они, проработав в ансамбле разное время и устав от сомнительного «ремесла», в итоге «растворялись» (впрочем, устраивая себе вполне успешные сольные карьеры).
Все тайное, однако, становится явным, и три года назад в «Мираж» пришла, наконец, Та, которая – парадокс! – никогда из него и не уходила.
Сегодня Маргарита Суханкина вместе с Наталией Гулькиной официально признаны «золотыми голосами» группы.
Звездный дуэт в сопровождении музыкантов и танцоров много гастролирует по стране и готовится записать альбом
новых песен – все с тем же своим «отцом-основателем» Андреем Литягиным.
Отказаться от «Мерса»?!
– Рита, вы – один из самых узнаваемых, но «засекреченных» голосов горбачевской перестройки. Что для вас
значило то время в личностном плане?
– Я, как многие, и сердцем, и мозгами была на «сломе». Ломались все устои, традиции, идеи,
в которые мы верили, да что говорить – вся жизнь. Здесь я, наверно, не буду оригинальной. Что же касается
успеха «Миража», то он прошел мимо меня: я только записывала песни, исполняя заказ композитора
и продюсера, и ничего другого даже знать не хотела.
– Что за бравада?
– Нет, слышала, конечно, что «Мираж», используя мой голос, собирает дикие аншлаги, но относилась к этому спокойно.
Тогда я училась в консерватории, пела серьезные произведения, то есть «плавала в другом море». Эстрада, диско были
мне чужими. Я много общалась с академическими певцами, народными артистами, музыкантами с мировым именем и стеснялась
своей причастности к «попсе», всеми возможными способами открещивалась от группы «Мираж», запрещая где-либо упоминать
свое имя в этой связи.
– Получается, вы невольно способствовали расцвету той вопиющей халтуры, когда артисты «косили бабки»,
разевая рот под чужую «фанеру»?
– Конечно, я не отдавала себе отчета в этом. Мне звонили друзья, знакомые: «Рита, что ты делаешь!
На твоем голосе зарабатывают та-акие деньжищи!» А один мой приятель, грузин, ныне крупный бизнесмен,
сказал (изображает грузинский акцент): «Позволь этим людям (имеется в виду продюсер «Миража». – С.С.)
сделать один звонок, и у тебя завтра же под окном будет стоять новенький «Мерседес»!» Я ответила:
«Умоляю, не делай этого».
– Так что же, вы вообще ничего не заработали тогда на записях?
– Когда пришла пора закрепить успех группы, мне позвонил композитор Андрей Литягин: «Рита,
«Мираж» и твой голос неразделимы, публика любит твое исполнение. Пожалуйста, сделай нам второй
альбом, мы заплатим». Пошел уже деловой разговор. Я была еще студенткой, денег, естественно,
не хватало, и я согласилась. Причем безо всякой торговли. Мне символически выложили котлетку
денег (даже не котлету!), и я была счастлива (делает наивные глаза). Альбом шел нарасхват,
переиздавался, все кому не лень делали на нем деньги. Кроме меня.
– Ну а чисто по-человечески не было обидно, что кто-то «чешет» под вашу фонограмму?
– Вы знаете, нисколько! Потому что я знала, что: а) рано или поздно этот обман раскроется,
б) голосовые связки никуда от меня не денутся и в)
когда на меня обратят внимание, я запишу еще 30, 40, 50 песен и непременно получу свою порцию успеха.
Марфа и Лаура – все она, Маруна
– Успех настиг вас и в другом искусстве – оперном. Десять лет вы были солисткой Большого театра!
– Надо было искать работу, и тут бывшая сокурсница предлагает мне выехать по контракту в Германию
под шапкой «Большой театр представляет…» Говорю: «Я не солистка Большого, как же это можно?» Она:
«Ерунда! Сейчас мы покажем импресарио твои записи, и ты отлично пройдешь!» Так и вышло.
Что любопытно: немецкая пресса в своих рецензиях отмечала, что больше всех им понравилась
солистка Большого театра Маргарита Маруна! Это была я – единственная несолистка Большого!
(Смеется.) В Большой я поступила чуть позже.
– Почему Маруна?
– Это фамилия бывшего мужа-югослава. И хотя мы с ним давно расстались, я решила оставить ее.
Так что я – Маруна по паспорту.
– Что вы пели в Большом?
– Да все: романсы Рахманинова, Чайковского, Даргомыжского, Глинки, оперную «попсу» – Кармен,
Лауру из «Каменного гостя», Полину из «Пиковой дамы», Марфу из «Хованщины», Далилу, Керубино…
В Большом мне довелось поработать на одной сцене с Евгением Нестеренко (в «Евгении Онегине»
он исполнял партию Гремина, а я – Ольги), Еленой Образцовой – в «Сельской чести» Масканьи она
пела Сантуццу, а я – Лолу…
– Отчего же вы ушли из великого театра?
– Точнее сказать, меня «ушли» – в 2002 году. Сложилось так, что в Большом стало часто меняться руководство,
которое всякий раз приводило с собой непонятной квалификации людей.
Бал правил Его величество контракт. Появлялись новые солисты, а старые уже никого не устраивали.
Меня стали снимать со всех спектаклей, в которых раньше пела, и ставить в дублирующий состав,
на случай болезни основной солистки. Но больничных листов никто, естественно, не брал – певицы выходили
на сцену в любом состоянии – больные, шальные: контракт же! Я говорила: «Отпустите меня на гастроли,
я же должна что-то заработать!» Отвечали: «Нет».
В один прекрасный день я закатила скандал, и мне пригрозили увольнением. Я сказала: «Ради бога».
В следующем сезоне получаю официальную бумагу: в моих услугах больше не нуждаются.
– Вскоре и «Мираж» подоспел!
– Я это называю: нахлынула волна. В спорткомплексе «Олимпийский» готовилась «Дискотека 80-х»,
где среди прочих был заявлен и «Мираж». Мне звонят фанаты: «А ты там будешь?» – «Нет. Меня никто не звал». –
«Какое безобразие! Опять очередная солистка будет открывать рот? Когда прекратится этот обман?!» Я,
конечно, ничего не могла им ответить и пришла на концерт… обыкновенным зрителем.
Ну а как-то рано утром позвонил Алексей Кан, директор Наталии Гулькиной, и предложил записать с ней песню. Шел
2004 год. При встрече Наташа очаровала меня легкостью общения, какой-то заинтересованностью в работе.
– У вас были какие-то разборки с прежними солистками «Миража»?
– Ридикюлями друг друга по голове не бьем! (Смеется.) В разные годы я пересекалась и с Ирой Салтыковой,
и с Натальей Ветлицкой, Светой Разиной. Но ни с чем, кроме уважения, не сталкивалась.
Мы встречаемся, обнимаемся, целуемся. Слава богу, нам нечего делить. А Таня Овсиенко (уже уйдя из «Миража»)
как-то обмолвилась: «Рита, а ведь ты можешь считать себя родоначальницей «Фабрики звезд»! Сколько певиц прошли
этот путь, используя твой голос!» Что ж, значит, мне судьба такая выпала.
Приглашал он меня в рестораны…
– Ваши родители тоже имели отношение к искусству?
– Нет, они простые инженеры. У мамы, например, музыкального слуха нет совсем, и она,
слыша мой голос по радио или на концертах, без конца рыдает. Брату тоже слон на ухо наступил.
А папа – очень жесткий мой критик, при этом, как правило, всегда попадает в точку. У него есть слух,
но нет голоса. Правда, папин отец, мой дедушка (он погиб на фронте), очень хорошо пел и играл на аккордеоне.
– Расскажите какой-нибудь забавный случай из детства…
– Охотно. Девушка, музыкальный руководитель в детском саду, поняв, что у малютки есть слух и
желание петь, посоветовала родителям отдать ее в хор. Родители привели меня во Дворец пионеров,
нашли вывеску «хореография» и…
– Дальше можете не продолжать! Я думал, так только в анекдотах бывает.
– Да нет, в жизни тоже. А была я, мягко скажем, девочка нехуденькая, поэтому, когда меня поставили в первую
балетную позицию, я, недолго думая, упала. Зато лихо отыгралась потом, стоя у рояля, когда меня попросили что-нибудь
спеть. На весь зал проголосила «Во поле береза стояла», хотя меня, кроху, совсем не было видно из-за инструмента.
– Сегодня, Рита, у вас, наверно, и своя семья есть…
– У меня было четыре замужества, которые, увы, закончились. Детей Господь тоже пока не дал. Сейчас есть один очень
близкий человек, рядом с которым я счастлива. Но это моя сердечная тайна.
– Ну а с тем югославом вы как познакомились?
– В конце 80-х мы, студенты консерватории, выехали на гастроли в Германию. Ходили питаться в югославский
ресторан и очень удивились, когда нам на стол стали приносить букеты цветов, какие-то блюда, которые мы не
заказывали. Объясняли: «Это подарок от шефа». Потом появился и он сам – молодой высокий стройный красивый
голубоглазый блондин. Звали его Антун Маруна, родом из Хорватии, совладелец этого ресторана. Позже он пригласил
нас, трех подружек, в кафе на берег Рейна. Девочки как-то сразу активизировались, настроившись на хорошую
перспективу, но спустя какое-то время выяснилось, что интересовала его только я.
– Как же он за вами ухаживал?
– Мы жили в небольшом городке Майнце. Антун души во мне не чаял: без конца дарил подарки, мы не спали,
кажется, ни одной ночи: он водил меня на дискотеки, в ночные клубы – в общем, гуляли до утра. Днем
я кое-как высыпалась, потом с трудом приходила на мастер-классы к немецким педагогам, выжимала из себя
какие-то звуки, а вечером все начиналось сначала. Когда же пришло время расставаться, мы поняли, что этого нам совсем не хочется.
Я приехала в Москву, и начались каждодневные звонки из Германии: «Делай что хочешь, но ты
должна обязательно приехать ко мне». Причем, говорил он на сербско-хорватском и немецком,
а я – на русском и английском. Понимали мы друг друга плохо, но его это не смущало: «Говори что хочешь,
любые слова, пой песни в трубку, считай – мне нужно слышать твой голос».
– В общем, страсти кипели нешуточные!
– Когда я выезжала на гастроли – в Польшу, Швейцарию, Германию, он пусть недолго, но обязательно навещал
меня – на день-два. Только в СССР без приглашения нельзя было приехать. Это были самые трудные годы перестройки.
Антун понимал, что не сможет жить у нас: ему тогда пришлось бы закрыть свое дело, а он готовился открыть еще один
ресторан – в Швейцарии.
Где ж ты бродишь, мужчина?..
– Почему же вы не решились уехать в Германию?
– Причем у меня были для этого все возможности, меня даже приглашали остаться доучиваться там в консерватории, но…
За границей мне ужасно тяжело: чувствую себя неуютно, неприкаянно. Собственно, это и послужило причиной развода.
А ведь мне перед свадьбой пришлось переменить веру и принять католичество!
– Ого!
– А какая свадьба была у нас в Югославии! В деревне под Загребом, где находится родительский дом Антуна,
гуляло человек триста. Все было сделано в национальном духе: варили какие-то диковинные супы, лепили руками лапшу,
резали свиней, прилюдно рубили курам головы – это было жуткое зрелище, после которого я ничего не могла есть.
– Вы прожили с Антуном год?
– Нет, три, но – наездами. В какой-то момент ему такая жизнь надоела, и он резко порвал отношения. Было это так:
я решила-таки воссоединиться с мужем, попрощалась уже с близкими и друзьями в Москве, а, приехав в Швейцарию,
услышала упреки ревности: «Почему ты так долго не приезжала? У тебя там кто-то есть, оставайся с ним,
видеть тебя не хочу!» А у меня даже билета обратного нет! И если бы не помощь друзей за границей, не знаю,
что бы делала. Меня ведь там еще обокрали, когда жила у подруги-переводчицы. Перевернули всю квартиру, вынули
полторы тысячи швейцарских марок. В общем, кошмар был.
– Так невесело закончилась ваша «лав-стори»…
– Я очень тяжело переживала этот разрыв, считала, что Антун предал меня. Забавно, что спустя какое-то время
после развода я вновь оказалась в Германии по своим гастрольным делам, и Антун, узнав об этом, нашел меня,
предложил восстановить отношения, но я сказала, что ничего не хочу: все уже отболело, перегорело (вздыхает).
Зато когда приехала домой, видели бы вы радость моих подруг! Они устроили мне такой «гульбарий»: «Ритка вернулась! Ура!»
– А какими были другие ваши замужества?
– Был один популярный композитор, работающий на стыке классики и эстрады, даже больше тяготеющий к джазу.
Но имени его я называть не хочу. Еще был концертмейстер из Большого театра, затем – полковник запаса, в прошлом
занимавшийся секретными космическими разработками. С ним меня познакомили почти насильно (смеется).
В конце концов я решила завязать с брачными делами, потому что все они были сопряжены, увы, с предательствами.
– Однако со сцены вы учите не унывать, ждать, искать и верить в любовь…
– Если бы я по жизни не была оптимисткой, давно бы сошла с ума. У меня настолько сложная биография, связанная
с потерей детей, обманами и так далее, что боюсь даже ворошить. Поэтому я жестко говорю: «Это пройденный этап» –
и иду дальше. Ну а если что-то не получается, кармически не складывается, значит, я этого пока не заслужила или
Господь о чем-то предупреждает. Все приходит к нам в свой срок.
21-27 февраля 2007 год
|